1.Чтобы шепотом при чтении не проговаривать слова и мысленно не произносить их, следует плотнее сжать зубы и повторять про себя "один, два, три и т. д.".
2. Водить глазами при чтении по странице сверху вниз, а не слева направо.
3. Схватывать одним взглядом группу слов, а не одно или два слова, как вы это делаете, читая в данную минуту эту страницу
4. Не останавливаться и не возвращаться взглядом к пройденным кускам текста.
5. Тренировать периферическое зрение, стараясь взглядом охватить как можно больше слов.
6. Чаще тренироваться. Идя по улице, стараться одним взглядом запечатлеть номера проезжающих машин, рекламную информацию и т. п.
7. Ежедневно тренироваться по 30-40 мин.
8. Читать без регрессии, т. е. не допускать возвратных движений глаз.
9. Читать по принципу интегрального алгоритма (Алгоритм - совокупность каких-либо действий или ряда конкретных операций с точным указанием их последовательности от начала до конца; интегральным он называется потому, что его действие распространяется на весь текст в целом.) для формирования навыка чтения, предусматривающего определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма от первого до последнего. Всего 7 блоков интегрального чтения (книги, статьи):1) автор; 2) источник и его данные; 3) проблема; 4) фактографические сведения; 5) особенности излагаемого материала; 6) критика; 7) новизна излагаемого материала и возможности использования в практической работе. Требуется хорошо запомнить все блоки алгоритма и не забывать их при чтении.
10. Выработать умение извлечения дифференциального алгоритма чтения, т. е. ключевых слов - смысловых рядов - доминанты или значения смысловой части текста.
11. Избавиться от артикуляции при чтении текста (проговаривание слов шепотом, мысленное произнесение слов)и предельно сжать внутреннюю речь (она проявляется в виде коротких залпов ключевых слов и смысловых рядов, адекватно отражающих смысл текста).
С этой целью предлагается для многократной тренировки упражнение "Выстукивание ритма".
Суть упражнения такова: читая какой-либо текст "про себя", вы выстукиваете рукой ритм, не соответствующий обычной ритмике русской речи. Он представляет собой двухтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя во втором и со значительным усилением удара на первом элементе каждого такта.
Достаточно почитать в течение 20 ч с выстукиванием ритма, чтобы созрела и окрепла новая программа работы мозга, сформировался новый стереотипный код, обеспечивающий обработку информации, поступающей в мозг по зрительному каналу, без проговаривания. Для выстукивания ритма карандаш берут тремя пальцами правой руки и ударяют по столу - твердо, уверенно и четко. Ритм выстукивают при активном движении всей руки, а не только кисти. При чтении с одновременным выстукиванием ритма главное - обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма. Поначалу чтение с одновременным выстукиванием ритма проходит очень медленно и без понимания прочитанного. В течение недели рекомендуется читать так несложные тексты по 1-1,5 ч ежедневно. Все время вспоминайте ритм и выстукивайте его перед сном. Совершенствование в скорочтении пойдет по следующей схеме
1-я фаза тренировок (8-10 ч) - Ч = В,
2-я фаза тренировок (до 10 ч) - Ч + В = П,
3-я фаза тренировок Ч + В + П = 3,
4-я фаза тренировок (до 100 ч) - Ч + В + П + 3,
где Ч - чтение; В - выстукивание ритма; П - понимание; 3 - запоминание.
Ваша задача - добиваться того, чтобы скорость чтения с выстукиванием ритма равнялась скорости обычного чтения. Положительным итогом освоения упражнения с выстукиванием ритма считается развитие ярких наглядно-образных представлений в процессе чтения
12. Развить периферическое зрение. Для этого используются 8 таблиц Шульте. Каждая таблица представляет собой разграфленный на 25 ячеек квадрат размером 20 х 20 см с числами от 1 до 25, вписанными в ячейки в произвольном порядке.
15 | 16 | 14 | ||
20 | 24 | |||
18 | 22 | 10 | 21 | 12 |
17 | 11 | 23 | 25 | |
13 | 19 |
Комплекс упражнений на неделю
Первые два дня по 1-1,5 ч читать различные тексты с одновременным выстукиванием ритма.
По окончании чтения отдельных текстов изложить содержание прочитанного, сформировав блоки интегрального алгоритма чтения и доминанту.
Вторые два дня по 25-30 мин работать с таблицами Шульте. Прочитывать ежедневно по 1 -2 книги "методом штурма".
Заключительные два дня выполнять упражнения для тренировки внимания.
В завершающий седьмой день рекомендуется для проверки результативности занятий прочитать 6 газет, 3 научно-популярных журнала и 150-300 страниц любого текста (тройная ежедневная норма). Эффективность выполнения данного задания и будет свидетельствовать об успешности ваших тренировок
В начале тренировок вы будете улавливать содержание текстов. Однако через 6-8 месяцев упорных тренировок скорость чтения возрастет в 2,5-3 раза и эффективность восприятия текста будет примерно такой же, как и при обычном чтении. Желательно фиксировать, за какое время вы прочитываете 2-3 страницы, и в конце каждого месяца сравнивать результаты.
Таблица 1. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ОСВОЕНИЯ ТЕХНИКИ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ
чтения знаков в 1 мин | ||
Ознакомление и изучение правил быстрого чтения, освоение аутогенной тренировки | ||
Чтение без регрессий | ||
Интегральный алгоритм чтения | ||
Дифференциальный алгоритм чтения | ||
Избавление от артикуляции | ||
Движение глаз при чтении | ||
Усиление внимания при чтении и последующие тренировки |
Таблица 2. ФОРМУЛЫ САМОВНУШЕНИЯ ПРИ ОСВОЕНИИ ТЕХНИКИ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ
Чтение без регрессий | «Мне легко читать быстро. Я справляюсь. Я читаю без регрессий» |
Интегральный алгоритм | «Мне легко читать быстро. Я справляюсь. Постоянно помню 7 блоков интегрального алгоритма чтения. Вижу свой зрительный образ алгоритма» (повторить содержание всех 7 блоков алгоритма) |
Дифференциальный алгоритм чтения | «Я читаю быстро. Сразу нахожу в тексте его доминанту. Излагаю ее своими словами.» |
Избавление от артикуляции | «Я читаю быстро. У меня нет артикуляции. Я запомнил ритм для ее подавления. Я буду помнить его всегда» (простучать ритм) |
Движение глаз при чтении | «Я читаю все быстрее и быстрее. Поле моего зрения постоянно расширяется. Я вижу всю страницу, весь текст сразу». «Я читаю быстро. Глаза легко и свободно скользят по тексту только вертикально. Мне очень приятно так читать» |
При дальнейших тренировках | «Я читаю удивительно быстро. Я всегда внимателен. Сосредоточен.Мое внимание подчиняется мне» «Я читаю удивительно быстро. У меня отличная память. Все нужное запоминается само собой без всяких усилий». «Я умею быстро читать. Я буду быстро читать всегда. Постоянно помню все правила быстрого чтения» (повторить все правила) |